Автор материала:
Инна Трофимова
писатель, психолог, гештальт-терапевт
Эротические, необузданные, смелые, безумные, пугающие, сказочные, поэтические – все это наши фантазии. Одни их стесняются, другие преобразовывают в полезные для жизни вещи, третьи делают своей профессией. Но все сходятся в одном: умение фантазировать оказывается полезным, когда фантазия дополняет реальность, а не уводит от нее. Оказывается, существует тысячу и один способ превратить иллюзию в реальность. Мы рассказываем о пяти самых эффективных.
Что такое фантазия?
Фантазия — это продукт работы воображения, характеризующийся особой силой, яркостью, спонтанностью и уникальностью создаваемых символов, картин или образов. Это суперконцентрат идей, который стимулирует к познанию, пробуждает живой интерес ко всему окружающему и желание исследовать это все. Соответственно умение фантазировать – это способность создавать в воображении нечто новое, неправдоподобное, невиданное, невозможное или не соответствующее действительности. Благо, что кладовая фантазерства неисчерпаема.
Без фантазий человеку было бы сложно ужиться с реальностью или создать ее. Ведь все, что нас окружает – это результат чьей-то выдумки, воплощенной в материалах, строениях, бытовых приборах, транспорте, интернет-сети, книгах, картинах – во всем. Фантазия как качество личности необходима в любом процессе, но в творчестве незаменима. Поэтому художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты трепетно берегут эту свою способность. Но чаще называют ее креативностью.
Но способность фантазировать полезна не одним только людям творчества. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, ошибочные действия – все это прямая дорога к бессознательному. А бессознательное – объект исследования психологии. Не зря ведь Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадом сновидений», в которых отражаются скрытые мысли, тайные желания, несбывшиеся намерения. Правда, напоминал о том, что необходимо отличать их от действительности.
И здесь кроется неоднозначная польза фантазерства. С одной стороны развитие фантазии усиливает способность создать, продлить, удвоить реальность. Но с другой – это способ уйти от нее. Иногда фантазии становятся способом жизни, и как-то незаметно подменяют значительную ее часть. И здесь нужно быть внимательным.
Пройти тест на полушария мозга
ФАНТАЗИЯ
ФАНТАЗИЯ – психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Сущность фантазии состоит в преобразовании прошлого опыта, мысленной ситуации. Мысленная ситуация – это неразрывная взаимосвязь субъекта сознания, его Я со всем остальным содержанием сознания (не-Я), с образами, идеями и чувствами, хранимыми в памяти. Прошлый опыт сохраняется в сознании всегда в единстве Я и не-Я. Степень сознания Я колеблется от смутного «чувства Я» до отчетливого образа Я и Я-концепции. Я в любом случае присутствует в сознании. Потеря «чувства Я» характеризует патологическое, больное сознание.
Также по теме:
ПСИХОЛОГИЯ
Преобразование мысленной ситуации означает одновременное преобразование Я и не-Я. Нельзя преобразовывать образы, идеи и чувства, не изменяя при этом Я. И наоборот, преобразование Я обязательно сопровождается изменениями в системе не-Я.
Преобразование Я представляет из себя процесс мысленного перевоплощения, или эмпатии. Процесс преобразования не-Я, образов, идей и чувств составляет сущность воображения. Фантазия – это единство эмпатии и воображения.
В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новые мысленные ситуации.
Эмпатия и воображение отличаются друг от друга не только объектами, но и приемами преобразования. Эмпатию характеризуют три основных приема: проекция, интроекция, идентификация. Проекция отличается тем, что в акте эмпатии Я переносится мысленно в ситуацию Другого, как бы занимает его место и протекает в его время. Одновременно Другой занимает мысленно место и время моего Я – это интроекция. В итоге они как бы сливаются, отождествляются – это прием идентификации. Например, полководец или шахматист мысленно ставят себя на место противника (проекция!) или противника на свое место (интроекция!), вживаются в его мысли и чувства и сами размышляют и переживают от «его имени», отождествляя свое Я с его Я. В акте эмпатии наряду с реальным Я формируется второе, вымышленное новое Я, преобразованное в ходе сочетания черт двух личностей.
С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объектом эмпатии выступают образы неодушевленных предметов, фантазия может придать им облик одушевленных существ. Таков, например Хлеб в Синей птице Метерлинка. С помощью фантазии человеческое «лицо» могут приобретать даже абстрактные понятия и идеи (олицетворение!). Таковы аллегорические образы Истины, Справедливости и Чести.
Персонификация, одушевление, олицетворение – это уже приемы не эмпатии, а воображения, приемы преобразования не Я, а образов.
Широко известны такие приемы («алгоритмы») воображения, как агглютинация, гиперболизация и миниатюризация, заострение, схематизация, типизация и др.
Агглютинация (от латинского слова «агглютинаре», означающего «приклеивать») – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов, «склеивание» их подряд в причудливых сочетаниях. Таковы русалки, драконы, кентавры и другие сказочные и мифилогические образы. Агглютинация лежит в основе создания и таких машин, механизмов, инструментов, как танк-амфибия, аэросани и др.
Гиперболизация – увеличение предмета или его частей, количества частей. Это великаны в сказках, бробдингнежцы в Путешествиях Гулливера Дж.Свифта, многорукие богини в индийской мифологии, шестикрылые серафимы, драконы о шести головах и др.
Миниатюризация характеризуется, напротив, уменьшением размеров предметов или их частей, уменьшение количества и т.п. (карлики в сказках, лилипуты у Свифта, одноглазые циклопы у Гомера и др.).
Заострение акцентирует какие-либо признаки, что сознательно используется, например, при создании дружеских шаржей, карикатур.
Схематизация как прием воображения заключается в том, чтобы мысленно исключить определенные качества и свойства объектов, что позволяет выделить в них главное, существенное. При схематизации представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются. При этом различия уходят на второй план, а на первый план выдвигаются черты сходства. Так, например, художники тогда достигают художественной выразительности в изображении объекта, когда избавляют его от лишних и второстепенных деталей, тех деталей, которые мешают отобразить самое характерное, что свойственно этим предметам. Схематизация, с одной стороны удаляя изображение от действительности, с другой стороны приближает его к реальности, ибо снимает с него случайные наслоения и внешние покровы.
Типизация как прием литературного воображения, подобно схематизации, выделяет существенное, повторяющееся в однородных явлениях, но при этом воплощает результат в конкретном образе.
Приемы эмпатии и воображения позволяют в ходе преобразования накопленного опыта получать новое. Это объясняет тот факт, что фантазия выступает психологической основой всех форм творческой деятельности. В этом заключается ее главная функция. Фантазия необходима не только в художественном, научном и техническом творчестве, но и в игре, спорте, труде, общении – везде, где содержится творческий компонент.
Ценностный критерий требует, чтобы в акте творчества создавалось такое новое, которое имеет общественное значение. Одна из функций эмпатии состоит в том, чтобы обеспечить психологически реализацию этого значения. В процессе эмпатии человек не только может смотреть на мир глазами другого человека, но и принимать близко к сердцу интерес другого человека, его запросы, его потребности, делать «всеобщий интерес» своим личностным интересом, потребностью своей индивидуальности.
Творчество органично, оно напоминает жизнь любого организма. Эмпатия, функционируя как жизнь в образе Другого, обеспечивает не рассудочный, «головной» способ регуляции деятельности, а органичный, естественный, что соответствует природе творчества.
Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.
Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность. (См. также ХАРАКТЕР)
Творческая фантазия – оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии – мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения.
В качестве творческой способности фантазию можно воспитывать и совершенствовать путем специальных упражнений (тестов), в процессе участия в самой деятельности. Трудно переоценить роль фантазии в общественном прогрессе.
Евгений Басин
Какие бывают фантазии?
Фантазия – настолько обширная тема, что рассмотреть ее под всеми углами за один раз невозможно. Расскажем о самых популярных.
Бессознательные.
Иногда в чей-то адрес можно услышать упрек «Ты напрочь лишен фантазии». На самом деле людей, неспособных фантазировать, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. В психоанализе Фрейда они объясняются двумя схемами: а) изначально были сформированы в бессознательном; б) были сформированы в сознании, но попали в бессознательное вследствие вытеснения.
- Плюсы. Это ключевое понятие психоаналитической теории поможет узнать о себе много нового.
- Минусы. Оставленные без внимания, они могут провоцировать психические и психосоматические нарушения.
Детские.
Детское воображение активно развивается с возраста 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимых героев из книг или мультфильмов. Так они познают мир, учатся правильному поведению и общению в реальном мире, строят психологическую защиту, раскрываются творчески.
- Плюсы. Фантазия, направленная на креатив, помогают раскрыть уникальность и талант, расслабиться и просто весело провести время.
- Минусы. Если ребенку не объясняют разницу между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим обманщиком.
Научные.
Инновации – это не просто полет фантазии. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки верных ответов и найти действительно новое решение. Благодаря сочетанию воображения и научного мышления появились роботы-хирурги. сотовая связь, биопротезы, искусственный интеллект, гибкие смартфоны, 3D-печать и виртуальная реальность.
- Плюсы. В мире инновация и креатива ожидаются новые тренды – техногорода будущего, неуязвимые квантовые компьютеры, 4D и 5D-печать, обучаемые роботы, новое поколение беспилотных автомобилей.
Писательские.
Глубина писательского воображение позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, проникать в художественный мир героев, наблюдать за захватывающими событиями прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, эмоций, советов, приключений, что можно только радоваться такой богатой фантазии.
- Плюсы. Чтение – именно та форма отдыха, что приносит наибольшее ощущение счастья и удовлетворение жизнью.
Эротические.
У сексологов есть такая шутка: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто в этом не признаются. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или с незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте – такие эротические мечты помогают «дорисовать» не слишком радостную картинку реальности.
- Плюсы. Активное фантазирование на тему секса помогает ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать вытесненные желания.
- Минусы. Слишком реалистичные и несбывшиеся эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Также они обладают эффектом, разрушающим отношения. Особенно, если партнеры пытаются воплотить их на стороне.
Пройти тест Фрейда
Невротические.
Пугающие фантазии невротика провоцируют страхи по поводу выдуманного будущего. Это может быть преувеличенный страх смерти, опасения по поводу падения кометы или дома, страх неизлечимой болезни, извращенно-навязчивые желания. Все они не имеют оснований здесь-и-сейчас, но доставляют невротику немалый дискомфорт.
- Минусы. Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность – часть личности невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет жизнь самому невротику и всем, кто находится рядом.
Фантазия в психологии
Способность к созданию чего-то нового, состояние сознания, ведущее к появлению оригинальных образов, идей, структур, и есть фантазия. Это понятие не имеет ничего общего с бесплодными грезами и построением воздушных замков.
Цель фантазии – воплотить то, что не существует в реальной жизни, но уже создано воображением творца. Так возникают новые подходы к уже имеющимся явлениям, рождаются новые формы для старого содержания.
Фантазия – это сестра упорядоченности, цельности, законченности. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить, как творит поэт. Из хаоса разрозненных легенд, верований, видений, представлений он создает единое произведение со стройной композицией.
Что такое эскапизм?
Эскапизм — это синоним понятию «бегство», неважно куда: в работу, секс, искусство, ЗОЖ, религию, в глухие деревни, в монастыри, в общение на форумах, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «увлечений» бегство в фантазийный мир выглядит безобидно. Но это на первый взгляд.
Придуманный фантазийным умом мир выглядит привлекательнее реальности. Именно он спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» подменяют реальный мир выдуманным. Вместе с ослаблением границы между иллюзией и реальностью теряется самоконтроль, уходит чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то исправлять, чего-то добиваться. Так можно деградировать, скатиться до психоза или спровоцировать расстройство личности. А это уже диагноз.
Что делать в такой ситуации? Отойти и посмотреть на нее со стороны. На самом деле придуманная иллюзия становится мощной движущей силой, только если она побуждает к действиям. Важно различать разные формы фантазий:
- Сладкие грезы сродни «розовым очкам», в которых нет места для реальности – это недобрый знак.
- Фантазия, которая усиливает энергию, двигает вперед – это полезно.
Есть еще один секрет: превращать фантазию в реальность намного увлекательнее, чем просто фантазировать ни о чем.
Творческая фантазия
Невозможно написать поэму или вывести математическую формулу без фантазии. Она непреложное условие активности творца. У литератора, ученого, музыканта, художника для построения образа или научной модели всегда недостаточно информации либо она вовсе отсутствует.
Так, писателю-баталисту приходится создавать исторический роман на основе отдельных архивных документов, дополняя и связывая их своей фантазией. Чем активнее включится в работу его воображение, тем сильнее и живее будет впечатление от произведения.
Чтобы претендовать на звание творца, надо обладать рядом специфических качеств:
- гибкостью и легкостью мышления;
- высокой скоростью мыслительных операций;
- широтой подхода к проблемам;
- свободой выбора;
- скептическим отношением к общепризнанным мнениям;
- чувствительностью к новизне, способностью ее открывать в обычных вещах;
- чуждости подражательству, плагиату;
- склонности к непредопределенным решениям;
- нонконформизмом, готовностью отстаивать новые идеи.
Зачем нужно развивать фантазию и воображение у детей?
Фантазия и воображение детей очень важны для творческого развития. Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Игры и упражнения для развития воображения
Родители должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Предлагаем вам пару упражнений для этого.
- Чтение, обсуждение и анализ хорошей литературы по фантастике:
в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов и др.).Стимулируйте фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»Ставьте детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?«Подбрасывайте» детям интересные сюжеты и просите их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
Практические советы для родителей по развитию воображения
Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить.
- Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
- После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
- Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
- Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
- Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
- В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.
Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями. Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии.
